Сначала дадим определение понятию единства и целостности существующего мира. Каждая крупная область естественных наук, имеющая свои фундаментальные константы, развивается достаточно самостоятельно, но не без взаимодействия с другими областями. Константы обеспечивают целостность естественного мира и отражают его единство. Поиск нового осуществляется в окрестности этих предельных величин. Отметим, что эта гипотеза определила авторский экспериментальный путь поиска решений, о нём говорилось вначале работы [1], в какой-то мере адекватен этому. Возможно это случайное совпадение, а, может это не случайность. Тогда следует предположить, что в области духовного существуют так же свои предельные константы (ограничения) и выход за их пределы может стать разрушительным. В естественных законах учёные обнаружили, что малейшее отклонение от известных значений таких констант ведёт к разрушению существующего мира.
По логике единства естественного мира, следует предположить существование таких же аналогов и в мире эволюции общества. Что же означает эта величайшая согласованность мировых постоянных, чрезвычайно тонкая их настройка, сделавшая возможным появление жизни и человека и развитие самой цивилизации? Согласованное взаимодействие обеспечивает единство физики в целом, так же как согласованное взаимодействие человеческих органов обеспечивает целостность всего организма. Набор физических констант, при которых достигается эта согласованность, оказывается далеко не случайным. Физики обнаружили, что малейшее отклонение от известных значений ведёт к разрушению существующего мира. Что же означает эта величайшая согласованность мировых постоянных, чрезвычайно тонкая их настройка, сделавшая возможным появление жизни и человека? Есть ли в этом какой-то вселенский смысл? Это и есть те вопросы, ответ на которые ищет синергетика.
До появления синергетики в мире господствовал второй закон термодинамики. В соответствии с этим законом эволюционирование Вселенной сопровождалось ростом энтропии и выравниванием всех градиентов и потенциалов. Мир стремился к состоянию однородного хаоса, который был назван "тепловой смертью". Из уныния от такой перспективы человечество вывела синергетика - наука о самоорганизации и кооперации в природных явлениях. Существенным для синергетики стало то, что в процессе перехода из одного устойчивого состояния в другое в открытых системах происходит не рост, а понижение энтропии и отмечается образование новых структур. Это наблюдение позволило сделать выводы о том, что именно синергетические процессы лежат в основе морфогенеза - появления новых форм материи. При этом авторы и родоначальники синергетики считали, что непременными условиями таких процессов являются обмен с окружающей средой, случайная природа внешних или внутренних воздействий, а также неустойчивость, нелинейность и необратимость. Причина рождения новой структуры находится внутри, а не вовне, самопроявляется, ибо заложена в неисчерпаемых возможностях природы. Эта невидимая внутренняя форма и придает каждому новому явлению целостный характер, а у Целого свои законы: открытость, неравновесность, нелинейность, самоорганизация или независимость от внешней причины: живя по своим законам, не мешает жить другим.
Таким образом, благодаря синергетике мы с вами оказались в неустойчивом мире, а наша Вселенная оказалась вдали от точки устойчивого равновесия. Вместе с тем в природе мы наблюдаем и обратное явление. Всё обладает определенным консерватизмом, памятью прошлого, стремлением сохранить устойчивое состояние. Устойчивость в природе обеспечивается действующими в ней законами и силами (законами сохранения массы, энергии, импульса и др., силами инерции, упругих деформаций и пр.). Тело стремится сохранить состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Выведенное из состояния устойчивого равновесия, оно снова стремится вернуться в это состояние (вспомним колебания маятника). При упругих деформациях тело стремится вернуться в прежнюю форму. Наиболее сильно консерватизм проявляет себя в биологических системах, где все стремится к сохранению себя, своего существования, будь то отдельная особь, вид или популяция.
Консерватизм, стремление к устойчивости, а значит и к равновесию, играет огромную положительную роль, как обратная связь (это условие выживаемости на всех уровнях), не допуская моментального разрушения всего создаваемого и являясь своеобразным барьером для всех новых неустойчивых форм пока они не пройдут проверку временем. Это и механизм конкурентных изменений.
И если в современных теориях эволюции часто говорят о дуализме, т.е. о том, что эволюция происходит под воздействием двух противоположных сил (созидания и разрушения), то автор считает, что лучше говорить о триединстве созидания, разрушения и сохранения. Это так называемая триада, о которой мы ещё много будем говорить в дальнейшем [2]. Более того, на мой взгляд, чем сложнее структура, чем выше уровень ее организации, тем более значительную роль должны играть стабилизирующие силы. И все это в полной мере справедливо и для нашей Вселенной. Именно отсутствием в должной мере таких стабилизирующих факторов можно объяснить огромное количество техногенных и экологических катастроф.
Высший уровень самоорганизации - это совокупность всех законов и сил, обеспечивающих эволюцию Вселенной в её целостности и единстве. Возможен ли такой путь развития в среде цивилизации, в которой находится мыслящий человек с его широким диапазоном мотивированного поведения? Ответ на этот вопрос не очевиден.
Эволюционный рост сложности ведет к увеличению масштабов организации. Локальные проблемы находят разрешение через взаимодействие и объединение среды существования индивидуумов. Сохранение мира, жизни и будущего становится объединяющей заботой всего человечества. Социологические исследования позволяют уловить корреляцию между уровнем социального неравенства и формами политического управления. В долговременной перспективе страны с высоким уровнем неравенства тяготеют к авторитаризму. Там же, где неравенство минимизировано, либо превалирует демократия, либо нарастают потребность и стремления к демократическим преобразованиям. И хотя это гипотеза, но она имеет историческую обоснованность. Вот вам и связь с экономикой и средой, в которой она существует.
При этом когерентность (согласованность) в общественной среде, понимается более широко, чем в физике, а именно как такая согласованность взаимодействия элементов, которая проявляется в масштабе всей системы. Открытость подразумевает обмен веществом, энергией и информацией, а также продукцией, происходящий в пространстве, времени и масштабе, причём обмен не полностью контролируемый. Тогда и формируется путь естественной оптимизации, отражённый в стремлении к недостижимому состоянию равновесия. Нелинейность может проявляться в очень разных обличиях, которые также рассмотрены в синергетике. Говоря словами синергетики, сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, можно лишь вникать в них и действовать сообразно, устраняя препятствия с пути к совершенству, что на Востоке называлось "Недеянием", а в христианском мире - умным деланием.
Поистине слепы те, кто не хочет видеть размаха движения, которое, выйдя далеко за рамки естествоведения, последовательно захватило химию, физику, социологию и даже математику и историю религий. Одна за другой всколыхнулись все области человеческого знания, подхваченные одним и тем же глубоким стремлением к изучению какоголибо вида развития. Основополагающими элементами синергетического видения мира являются также новые принципы формирования сложного эволюционного целого из частей, построения разного типа сложных структур из простых элементов. В нелинейном мире нарушается обычный принцип суперпозиции: сумма частных решений не является решением уравнения. Целое уже не равно сумме составляющих его частей. Оно не больше и не меньше составляющих его частей. Оно качественно иное по сравнению с вошедшими в него частями. И, кроме того, возникающее целое видоизменяет части. Коэволюция различных систем означает трансформацию всех подсистем посредством механизмов системного согласования, системной корреляции между ними.
Холизм в синергетике носит эволюционный характер. В сложной структуре объединены структуры "разных возрастов", разных стадий развития. Выясняются принципы объединения таких разновозрастных структур в более сложную аналогию и объединение структур через установление их общего темпа развития. Синтез простых структур в одну сложную структуру происходит в определенных классах нелинейных сред посредством установления общего темпа их эволюции. Известно, что независимые, с непересекающимися областями локализации, структуры разного возраста имеют разный темп эволюции, как бы "живут" в разных темпо мирах, активно взаимодействуя между собой. Каким же образом эти структуры могут попасть в один темпомир?
В основе механизма синхронизации их темпа развития лежит хаос, проявляющийся на макроуровне в виде рассеивающих процессов разного рода (теплопроводности, вязкости и т. д.). Заметим, что возможность объединения, не каких угодно структур, находящихся не на каких угодно стадиях развития и осуществляемое не произвольным образом. Топологически правильное объединение - это объединение структур в соответствии с собственными функциями среды, иначе говоря, в соответствии с собственными тенденциями организации среды. Сформировавшаяся при этом сложная структура представляет собой суперпозицию ряда структур разного возраста, области, локализации которых определенным образом перекрыты.
Вторая закономерность нового холизма - это увеличение темпов развития сложной структуры, если она топологически правильно сформирована из ряда простых структур. Объединяясь, структуры не просто складываются, входят в неизменном, недеформированном виде. Они определенным образом трансформируются, наслаиваются друг на друга, пересекаются, при этом какие-то их части выпадают, отсекаются. Это означает, что объединение приводит к экономии: фигурально выражаясь, к уменьшению общих затрат, к меньшему расходу материальных и духовных затрат, а также прилагаемых усилий. Сформировавшаяся сложная структура начинает развиваться быстрее, благодаря влиянию вошедшей с ней в контакт аналогичной структуры из более быстрого темпо мира, она приобретает своё собственное ускорение. В результате объединения сложная структура попадает в более быстрый темпомир, чем темпомир самой быстро развивавшейся простой структуры, ставшей её частью. Такова суть холизма, который имеет место и в социуме.
Одним из удивительных свойств эволюционирующих систем является постоянный рост темпов эволюции. Эволюция мира есть не просто создание все усложняющихся структур, но и изменение темпов эволюции. Восходя по ступеням сложности от неживого к живому и от живого к человеку, процессы все более плотно "упаковываются", свертываются, а их ход ускоряется. Интервалы между бифуркациями сокращаются, и это наглядно видно на примере исторического развития человеческого общества. Растут и риски ошибок прогноза будущего, которые отражают экспоненциальный характер своего роста. Эта плата за отсутствие прогнозных решений может стать огромной. Что же может предохранить общество от таких ошибок, рост которых неминуем?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что исторический путь своего развития мы проходим только один раз. И ошибки делаем лишь однажды. Более того редко так случается, что существует время для их исправления, а чаще всего оно (время) не даёт нам такой возможности. Нам достаются лишь тенденции исторических изменений, знать которые мы обязаны, если хотим развития. Синергетический подход к пониманию развития даёт некоторые пути, позволяющие избежать крупных ошибок. Здесь используются понятия целостности и единства всего существующего, развитие которого предполагает имманентную самоорганизацию, присущую всему естественному миру, включая и человека. Такой путь развития значительно уменьшает общее число влияющих факторов, оставляя для управления лишь параметры порядка (ПП), число которых не велико. Это нами проверено, а доказательство можно найти в работе [3].
Роль иммунной системы, предохраняющей общество от ошибок, обеспечивает и культура в широком проявлении своего диапазона (религия, знания, наука, музыка и т. д.). Сегодня этот факт общепризнан мировым научным сообществом. Культура оберегает общество и народы, так как вбирает в себя глубокий национальный опыт, зафиксированный в национальных обычаях и ритуалах. И вполне обоснованно Френсис Фукояма утверждает, что экономические параметры развития способны объяснять влияние лишь для 70% изменений в экономической ситуации. Остальные 30% остаются без обоснования причин [4]. Возможно, это можно объяснить влиянием культуры, способствующей объединению людей. Культура делается не так, она не прирастает одиночками; всегда мы стоим на плечах предшественников, иначе каждое поколение вновь создавало бы деревянный велосипед.
Заметим, что вера, включая и все существующие религии, увеличивает деятельностную мощность общества. Отсюда любое объединение существует не только и даже не столько, чтобы больше знать, а чтобы больше мочь. Не зря политологи бьются в поисках идей объединяющих общество. Мотивация к объединению может рассматриваться как активная движущая сила, которая стимулирует поиск и нахождение такого решения, которое адекватно потребностям человека. Но она же и разрушает целое. Такие решения, которые человек индивидуально (эгоистично) определяет в рассматриваемой жизненной ситуации, формируют и его частные цели. Если один выигрывал, то другой всегда (точнее чаще) проигрывал. Они не всегда разумны и не имеют внутренних ограничений, что природной эволюции не свойственно. А это, в конце концов, приводит к конфликтам.
Разразившийся сегодня мировой кризис поставил под сомнение саму "объективность" экономических законов как "независящих от сознания и воли людей", проявив тех, кому принадлежат "невидимые руки рынка" и господствующая теория её обосновывающая. Отсюда вытекает, что наиболее перспективным может стать предмет, отражающий основы эволюционного развития, который может системно связать теоретические основы многих наук и изучаемых предметов, объединяя их в целостное единство. Тогда не нужными станут многие предметы, формирующие знания в форме рецептов, время которых, по-видимому, уже давно истекло. А субстанциональные их основы могут быть использованы более рационально.
И ещё один вопрос, которому мы будем уделять внимание на каждом семинаре, чтобы иметь возможность понимать друг друга. Это вопрос об общих понятиях. Сегодня это возможно и общепринятые определения, но верны ли они, когда мы используем их, не задумываясь о содержании и смысле.
1. Грузиненко В. П. Методология экспертизы. - URL: http://lis.kras.ru/?item=pubs&id_subitem=55&id_content=130
2. Грузиненко В. П. Мысли о будущем. - Красноярская газета, 17 марта 2009 г.
3. Ушаковская Е.Д. Синергетика и причины эволюции вселенной. Санкт-Петербург.
Заслугой синергетики является то, что она признала нашу Вселенную открытой, тем самым близко подошла к признанию существования нематериального мира и его взаимодействия с нашим миром. Все во Вселенной стремится к равновесию, к устойчивости, а гармония сил сохранения, разрушения и созидания обеспечивают жизнь и эволюцию во Вселенной.
4. Френсис Фукуяма The End of History and the Last Man (1992) рус. пер. - Конец истории и последний человек (2004).
Борьба, которая поможет определить судьбу либеральной демократии, будет вестись не из-за природы институтов, по поводу чего уже в значительной мере достигнут консенсус во всем мире. Истинная битва произойдет на уровнях гражданского общества и культуры. Эти сферы многими признаются как имеющие критическое значение для новых демократических государств, возникающих из своего авторитарного прошлого.
5. Эрих Пырх. Даже семь рублей - это много. - Газета красноярский рабочий, 2006 г.
Исследование стоимости проезда в маршрутках города, исходя из понятия города, как целостного объекта.
|