Обучаемой является система, способная получать информацию о закономерностях внешней среды и собственном поведении от внешнего источника (учителя) и использовать ее в дальнейшем функционировании.
Получение обучаемой системой высококачественной информации (в форме закономерностей или знаний) извне (от системы-учителя) является очень мощным средством эволюции и адаптации систем. При этом учитель может одновременно обучать несколько систем или обучать системы примерно одному и тому же в разное время (например, обучение детей родителями), что способствует формированию коллектива (популяции) систем с высокой степенью подобия организации и поведения.
Однако при всем подобии условий существования и организации систем каждая из них "проживает" собственную уникальную жизнь, а надежное и эффективное существование в индивидуальных условиях могут обеспечить только собственные уникальные знания, называемые индивидуальным опытом системы.
Самообучение - это процесс выявления различных
закономерностей и формирования целостной, относительно непротиворечивой
эмпирической модели знаний о внешней среде и о себе, составляющей
индивидуальный опыт системы.
Самообучаемой является система,
способная самостоятельно выявлять закономерности поведения внешней
среды и собственной организации (поведения) и формировать на их
основе собственную уникальную систему знаний, которая может использоваться
в дальнейшем функционировании системы.
Самообучение является мощным механизмом адаптации и оптимизации систем, а, самое главное, оно является первым шагом формирования активности систем.
Под активностью будем понимать деятельность системы,
осуществляемую ей на основе собственных потребностей, а не под воздействием
внешней среды.
Поэтому, если система способна не только формировать собственную
эмпирическую систему знаний, но и использовать ее в своем функционировании,
то такие системы способны стать интенсивными и
существовать в ограниченном объеме.
|