ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технические средства обучения
для профессионального обучения (ТСПО), к которым можно отнести технические
устройства, системы и комплексы, применяются в учебном процессе НПО, СПО и ВПО
с целью повышения его эффективности. Условно существующие ТСПО можно разделить
на 3 основные группы (см. рисунок): информационные,
обучающие и контролирующие.
Рисунок – Классификация ТСПО
Информационные ТСПО основаны на использование радиовещания,
телевидения, диапроекцирования, лингофонии
и ориентированы на повышение наглядности и запоминания учебной информации
при групповом и индивидуальном подходе обучения.
Применение в ТСПО персональных
ЭВМ с соответствующими программными средствами наделяет их свойством
самообучения. Такие обучающие ТСПО
являются автоматизированными и обладают очень широкими функциональными
возможностями.
В основе их работы лежит метод
моделирования физических процессов. В зависимости от решаемой учебной
задачи, ее сложности, могут быть использованы математический, физический (натурный)
или полунатурный (натурно-виртуальный) эксперимент
в ходе, например, теоретического, практического занятия или самостоятельной
работы.
Здесь под термином натурно-виртуальный эксперимент будем
понимать получение физических параметров об объекте через измерение посредством
виртуальных приборов с последующим отображением информации на экране
монитора ПЭВМ комплекса ТСПО. Такие обучающие ТСПО в своем составе имеют ПЭВМ в
типовой или расширенной комплектации, и электронный мобильный блок со сменными
модулями, расширяющие номенклатуру выполняемых учебных задач [см. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ].
Обучающие
ТСПО последней подгруппы являются автоматизированными. Могут применяться при групповых и индивидуальных
занятиях очного, очно-заочного (вечернего) и
дистанционного обучения.
Расширяющим фактором для информационных и обучающих ТСПО, на наш
взгляд, являются Web-технологии.
Это доступные информационные сайты, базы данных, блоги,
чаты, форумы и пр., куда можно обратиться для получения требуемой информации
при изучении отдельных дисциплин.
Контролирующие ТСПО выполняют функцию обратной связи между обучаемым и обучающим и предназначены для определения
качества и уровня усвоения учебного материала через некоторую количественную
систему экспертных оценок.
В качестве некоторого эксперта
в таких системах могут выступать технические средства разного уровня
сложности (карты, кодирующие кассеты, электронные устройства и т.п.), либо программные
тестовые системы. В-первом случае, это
разнообразные тестовые задания на жестком (бумажном) носителе. Во-втором, специализированные
программы для ЭВМ – алгоритмические тестовые системы. Последние обладают
высокой универсальностью и возможностями и потому широко применяются в учебном
процессе разного уровня профессиональной подготовки [см.
СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ].
Правильный выбор конкретного
средства ТСПО или их совокупности несомненно создает
условия для решения задачи по повышению качества профессиональной подготовки в соответствии
с современными требованиями.
POWERED BY |